16:19
29
`06`2020

Дмитрий Семенов: «Маркетинг не должен строиться в ущерб правам потребителей»

Для проекта «Народный контроль» была проведена юридическая оценка ситуаций подмены понятия «ценник»

В конце прошлой недели в сети Интернет появился ряд публикаций о том, как в одной известной торговой сети ценник на товарах стали называть «информационным рекламными листами» и в достаточно пренебрежительной форме отзываться о профильных контрольно-надзорных органах.

«Мы с коллегами по проекту обратились в нашу юридическую службу с просьбой дать оценку подобным действиям магазина. Вольная интерпретация действующего законодательства недопустима, а маркетинговые изыскания продавцов не должны нарушать права потребителей и создавать конфликтные ситуации. Да, отрасль пострадала от ограничений, введённых с связи с пандемией COVID-19, но, равно как и сами покупатели», — отметил координатор федерального проекта Партии «Единая Россия» «Народный контроль» во Владимирской области Дмитрий Семенов.

Согласно требованиям, установленным действующими законодательными и нормативными актами, покупатель имеет право получить полную и достоверную информацию о товаре, который он планирует приобрести.

Согласно пункту 1 статьи 495 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации от 26.01.1996 № 14-ФЗ: «Продавец обязан предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о товаре, предлагаемом к продаже, соответствующую установленным законом, иными правовыми актами и обычно предъявляемым в розничной торговле требованиям к содержанию и способам предоставления такой информации».

В пункте 1 статьи 10 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» указано: «Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации».

А пункт 11 статьи 1 Постановления Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров» содержит подпункт: «Продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров.

Информация в обязательном порядке должна содержать:

· наименование товара;

· место нахождения (адрес), фирменное наименование (наименование) изготовителя (продавца), место нахождения (адрес) организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от покупателей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара, для импортного товара — наименование страны происхождения товара;

· сведения об обязательном подтверждении соответствия товаров в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании;

· сведения об основных потребительских свойствах товара;

· сведения об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;

· правила и условия эффективного и безопасного использования товара;

· гарантийный срок, если он установлен для конкретного товара;

· срок службы (срок годности), если он установлен для конкретного товара, а также сведения о необходимых действиях покупателя по истечении указанного срока и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанного срока представляют опасность для жизни, здоровья и имущества покупателя или становятся непригодными для использования по назначению;

· цену в рублях и условия приобретения товаров, в том числе при предоставлении кредита — размер кредита, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы.

· Если приобретаемый покупателем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), покупателю должна быть предоставлена информация об этом.

Об имеющихся в товаре недостатках продавец должен предупредить покупателя не только в устной, но и в письменной форме (на ярлыке товара, товарном чеке или иным способом)».

«Если потребитель сталкивается с ситуацией, когда его законные права нарушены, то он прежде всего пишет обращение в магазин, причём это можно сделать в Книге отзывов и предложений. Ответ должен поступить в течение 10 календарных дней. Если ответ не удовлетворил, не разрешил сложившуюся ситуацию и не восстановил права потребителя, необходимо обратиться в Территориальное Управление Роспотребнадзора, подробно изложив суть ситуации вместе с имеющимися материалами, в том числе жалобой и ответом магазина», — добавил Дмитрий Семенов.