08:55
04
`02`2020

Музей идёт в ногу со временем

В 2020 году Музею песни ХХ века исполнился 21 год. Официальной датой его рождения принято считать 22 января, так как постановление об открытии музея было подписано именно в этот день в 1999 году. Дата, конечно, не круглая, но от этого не менее значимая. О прошлом, настоящем и будущем Музея песни ХХ века наш корреспондент поговорил с его директором Людмилой Антоновой.

— Добрый день, Людмила Викторовна. На днях вы отметили день рождения своего учреждения. Как проходило празднование?

— В этом году мы встретили праздник скромно. Не планировалось торжественных мероприятий, зато двери музея были открыты с 10 утра и до самого вечера. Основными посетителями стали вязниковские школьники. Мы очень благодарны руководителям и директорам наших учебных заведений, которые смогли донести эту информацию до педагогов и организовать детей. В гостях у нас побывали учащиеся второй и третьей школ, четвёртой и шестой…

— Можно ли сказать, что из года в год посещаемость музея растёт?

— Как бы мы ни старались охватить музейной деятельностью всё население, могу смело сказать, что 50% жителей Вязниковского района ни разу у нас не были. В начале каждого года мы ставим перед собой задачу, чтобы как можно больше людей впервые открыли двери музея и посетили его хотя бы один раз.

— Однако есть и постоянные посетители, ставшие теперь уже настоящими друзьями.

— Конечно же, стоит отметить публику, которая у нас, можно сказать, живёт. Всё это узнаваемые люди, творческие и талантливые. Они активно ходят и на выставки, и на презентации, и на различные музейные мероприятия.

У истоков создания

— Людмила Викторовна, расскажите об истории создания музея. Как вообще появилась такая идея?

— Музей родился на стыке двух веков: XX и XXI. Открытие было приурочено к Фатьяновскому празднику. Тогда он был 26-м по счёту. Первыми почётными гостями стали представители Министерства культуры Российской Федерации. Нам хотелось показать, что без каких-то серьёзных финансовых вливаний, методом народной стройки дом Фатьянова был восстановлен, в него вдохнули жизнь.

— Откуда взялось такое название: «Музей песни ХХ века»?

— Первым экспонатом нового музея стала… песня. Люди, которые стояли у истоков нашего музея, сразу же назвали обновлённое здание Музеем песни. Это потом уже произошла корректировка названия. Со стороны Союза писателей России последовало предложение назвать учреждение Музеем русской песни. Потом поступило предложение ограничиться именно ХХ веком.

— Если я не ошибаюсь, то доселе таких музеев в стране не было?

— Музей песни ХХ века города Вязники по-настоящему уникальный. На момент его рождения нигде в России не существовало ничего подобного. Поэтому в первые 10 лет к нам проявляли очень пристальное внимание, мы были весьма востребованы. Приезжали многие журналисты из крупнейших российских изданий и задавали примерно такой вопрос: как можно песню заключить в музейные стены? Ей же нужна свобода! Мы сумели доказать предметность песни. Показать, что это действительно уникальный экспонат, который проходит через всю историю человечества и является символом той или иной эпохи. ХХ век был богат на исторические события, и каждое их них нашло отражение в песне.

— Вспомните самое начало становления музея, каков был штат сотрудников?

— Первые люди, которые приступили к работе, не имели специального образования. У меня – педагогическое, я историк, и на тот момент наши руководители говорили, что этого достаточно. Но вот я работаю здесь 21 год и говорю, что можно иметь одно, два, три высших образования, но и их будет недостаточно, если смотреть на специфику нашего музея. В штате же на момент открытия было 10 человек, а сегодня – всего четыре. С одной стороны, оптимизация нужна, так как это основной инструмент для того, чтобы заставить каждого сотрудника выкладываться на полную, в течение всего дня работать плодотворно, новаторски. С другой стороны, возросла нагрузка на каждого специалиста, а значит, кто-то, где-то, с чем-то просто физически не справится.

О фондах и благоустройстве

— Основа любого музея – его фонды. Как сегодня обстоят дела в Музее песни ХХ века?

— С хранением фондов существует проблема. Мы не занимаем всё здание, первый этаж изначально был в аренде у предпринимателя, который наиболее активно помогал восстанавливать дом Фатьянова, вложил много финансовых средств и физических сил. В 2006 году он выкупил первый этаж, площади стали его частной собственностью. В нашем же распоряжении оставалось помещение площадью 380 квадратных метров. Мы сразу стали остро ощущать, что нам не хватает музейных пространств, у нас не было специального хранилища фондов.

— Что, помимо фондохранилища, сегодня необходимо музею?

— Хочется, чтобы наш музей преображался, раз к нему такие повышенные требования и внимание. В нём не требуется излишеств, но здесь должно присутствовать необходимое современное оборудование. Нужна хорошая техника для воспроизведения звука. Нам не хватает, назовём это так, человека с ушами – звукорежиссёра или звукооператора, который смог бы проигрывать песни на должном уровне. Ну и, конечно же, следует поддерживать музей в надлежащем состоянии, чтобы люди к нам тянулись и у них оставались положительные впечатления.

— За время существования о вязниковском музее, наверное, слышали во всех уголках России и даже за её пределами.

— Да, за 21 год о нас узнали многие. У нас есть свой сайт, электронная почта. Мы входим в состав многих ассоциаций, например, в Ассоциацию музыкальных музеев и Ассоциацию литературных музеев. Отслеживаем всю информацию от Союза музеев. Не раз я выступала в Москве на «Радио России», выступала на областном радио, да и телевидение про нас не забывает. Это необходимо, так как о нас узнают всё больше и больше людей.

— И всё-таки любая дата несёт лёгкий оттенок грусти: о временах и людях, которых больше не будет.

— Люди уходят. За 21 год мы потеряли множество друзей, в своё время «прописавшихся» в музее. Вроде ещё вчера они были, а сегодня их нет. Это Владимир Фёдорович Петрашко, Донат Андреевич Обидин, Нина Ивановна Гаврилова, Валерий Фёдорович Тарасов…. А недавно ушла из жизни Светлана Байгулова. Старшее поколение уходит, а люди в возрасте 30-40 лет практически не приходят в Музей песни. Сегодня основные наши посетители – люди старшего поколения и молодёжь.

— Людмила Викторовна, подведите итог прошедшего года. Знаю, что в жизни учреждения произошла масса событий.

— Год был насыщенным. К 100-летию Фатьянова мы разработали программу 100 музейных дел. Это не значит, что все они были масштабными и грандиозными, мы писали ответные письма, приглашали гостей, приобретали какие-то экспонаты…. Мы сделали очень много дел и провели множество интересных мероприятий. Одним же из знаковых событий стало благоустройство площадки перед Музеем песни ХХ века и установка на ней памятника поэту. Считаю, что мы совершили очень большое дело. Я слышала больше положительных отзывов, нежели отрицательных. Думаю, что когда этот проект будет доведён до ума и на площадке вновь появятся зелёные насаждения, а обрезанные липы, что называется, возьмут своё, у людей уже не будет другого видения этой территории.

Автор: Антон Агеев

Иллюстрации к материалу