15:01
23
`01`2020

Живописное убранство Успенского собора

От древних росписей эпохи Андрея Боголюбского  —  до стенописей середины XX века.  Знаменитый «Страшный суд» иконописца Андрея Рублева, работы палехской артели художника-реставратора Николая Софонова и даже средневековое граффити 1536 года, нацарапанное на стенах собора и повествующее об очередном большом пожаре, уничтожившем город.

Владимирского кафедральный Успенский собор – единственный в России храм, где можно проследить историю русской монументальной живописи в образцах с XII по XX век. Это поистине уникальный памятник. Народный гид Алексей Валентинович приглашает продолжить путешествие по кафедральному собору. В прошлый раз мы узнали  об основании и архитектуре главного храма Владимирской области. Сегодня погрузимся в историю его живописного убранства. Смотрите новый выпуск программы «Точка на карте».

«Уличная» роспись эпохи Андрея Боголюбского 

 В 1184 году Успенский собор сгорел. Князь Всеволодом Большое Гнездо (младший брат Андрея Боголюбского, основателя собора) здание реконструировал, обнеся его галерей. Таким образом, внешние стены первоначального храма оказались внутри. Как повествует Радзивилловская летопись, в лето 6669 (1161) года златоверхий собор был расписан. До наших дней дошла одна из   стенописей тех времен.

Здесь изображены древние пророки со свитками.  Фигуры симметрично развернуты  друг к другу. В центре —  растительный орнамент с павлинами. Это настоящая русская древность, которую каждый из нас сегодня может увидеть, посетив Успенский собор во Владимире.

«Страшный суд» Андрея Рублёва

Настоящим сокровищем живописного убранства собора является фреска «Страшный суд», выполненная в 1408 году артелью древнерусского иконописца Андрея Рублёва. Уникальная стенопись причислена  к всемирному наследию ЮНЕСКО. Ее по праву называют нациаональным достоянием России.

Тема Страшного суда была ключевой в средневековом искусстве. И в большинстве своем русские иконописцы продолжали европейскую традицию, изображая этот сюжет в его анатомическом воплощении. Особенно это проявляется в сценах ада, где на первом плане муки грешников, сжигаемых языками адского пламени. За грехи человека судят и жестоко наказывают.

Всего этого вы не найдете у Андрея Рублёва. Его «Страшный суд» не разъединяет, а объединяет,  указывая душе человека путь к спасению.  Здесь все пронизано светом, милостью и покаянием.  Не случайно, к примеру, именно в раю иконописец изображает благоразумного разбойника, который был распят вместе с Христом и раскаялся в своих грехах. Так, через  покаяние грешник становится праведником.

Благоразумный разбойник с крестом

Иллюстрации к материалу