09:13
18
`07`2019

Про «пощёчину губернатору» и бюджетные «гайки» с «болтами»

Бюджетный комитет ЗакСобрания высказался за преодоление вето губернатора Сипягина на закон о межбюджетных отношениях. В обладминистрации назвали этот шаг «очень недружественным»

Пётр Фокин 18 Июля 2019, 09:05 40

16 апреля комитет Законодательного Собрания Владимирской области по бюджетной и налоговой политике принял решение рекомендовать депутатам преодолеть вето губернатора Владимира Сипягина на принятые ранее изменения в региональный закон о межбюджетных отношениях. Этот закон, принятый 27 июня, подразумевает, что все субсидии муниципальным образованиям из областного бюджета должны согласовываться с ЗакСобранием. Сипягин отказался подписывать этот закон (наложил на него вето, если говорить по-простому) и вернул его разработчикам с мотивированными пояснениями своей позиции. Без подписи губернатора закон невозможно опубликовать, и, соответственно, он не может вступить в силу. Заставить его изменить свою позицию депутаты могут преодолев вето — это когда две трети депутатов проголосуют за то, чтобы утвердить ранее принятый закон.

Владимир Сипягин

Поясним, что большинство в ЗакСобрании — у членов «Единой России», а Владимир Сипягин — член ЛДПР.

Зебра ТВ рассказывает подробности заседания бюджетного комитета ЗС.

ВРОДЕ БЫ ВСЕ «ЗА», НО КОНФЛИКТ ВСЁ РАВНО ВОЗНИК

Председатель комитета Законодательного Собрания Владимирской области по бюджетной и налоговой политике Михаил Максюков (фракция «Единая Россия») обрисовал коллегам возможные варианты действий после того, как губернатор Владимир Сипягин вернул принятый депутатами закон без подписания:

Михаил Максюков

«Закон вернулся к нам, в Законодательное Собрание — это неофициально называется, как говорят, вето губернатора, и у нас с вами четыре варианта дальнейших действий. Первый вариант — отклонить и снять с рассмотрения этот законопроект; второй вариант — принять закон в редакции губернатора; третий вариант — одобрить законопроект в ранее принятой нами редакции; и четвёртый вариант — создать согласительную комиссию для выработки согласованного текста законопроекта».

Максим Васенин

Позицию губернатора Владимирской области Владимира Сипягина членам комитета изложил первый заместитель директора департамента финансов, бюджетной и налоговой политики Максим Васенин (он кстати, до сентября 2018 года в течение 10 лет возглавлял бюджетный комитет ЗС). Он пояснил, что в обладминистрации принципиальных возражений по поводу изменений в областной закон о межбюджетных отношениях нет, тем более, что со следующего года все субсидии муниципальным образованиям и так будут распределяться на основании закона — такое новшество сейчас обсуждается на федеральном уровне (в настоящее время половина субсидий распределяется законом об областном бюджете, а половина — постановлениями администрации Владимирской области). Вместе с тем, Васенин предложил депутатам создать согласительную комиссию по поводу спорного закона, чтобы не раздувать ненужные конфликты:

«В целом мы абсолютно согласны с тем принципом, который предложен разработчиками законопроекта. Это вот сразу просто, чтобы не было спекуляций: губернатор не возражает против утверждения распределения межбюджетных трансфертов в виде субсидий — их распределения законом о бюджете. Мы считаем, что здесь целесообразно устранить две не то, чтобы помарки, а необходимо внести два дополнительных уточнения. Первое: разработчиками абсолютно правильно был указано, в качестве исключения, что исключаются случаи распределения межбюджетных трансфертов, осуществляемых за счёт резервного фонда [губернатора]. Ну, это чаще всего какие-то из ряда вон выходящие расходы — как вот у нас были с вами случаи, либо взрыв газа, допустим, в какой-то из территорий, или ещё какая-то нестандартная ситуация. Но дополнительно к этим случаям неплохо бы ещё в закон вписать, аналогично с Бюджетным кодексом, и случаи, когда эти средства предоставляются за счёт средств резервных фондов Российской Федерации или резервного фонда президента. Это — первое. И второе: неплохо бы тоже, в качестве исключения, выделить случаи, когда субсидии [муниципальным образованиям] предоставляются на конкурсной основе. Таких субсидий немного, но они у нас ежегодно в бюджете происходят. По понятным причинам, заранее распределить их законом о бюджете [невозможно, так как] конкурсы эти чаще всего осуществляются уже в течение года, поэтому установить это распределение на начало года, когда мы с вами только утверждаем бюджет, бывает достаточно сложно. И последнее замечание — оно уже больше родилось не по результатам работы в финоргане [департаменте финансов, бюджетной и налоговой политики администрации Владимирской области] над этим законопроектом, а по результатам уже государственно-правовой экспертизы, что нам неплохо бы тогда и так же точно в законе описать ещё не только порядок утверждения [субсидий], а порядок, условия и критерии отбора муниципальных образований — каким образом эти процедуры у нас урегулируются. И, это уже, скорее, моё частное мнение: если спросите меня, как председателя бюджетного комитета [Законодательного Собрания Владимирской области] в течение десяти последних лет, что бы я посоветовал? Наверное, в этой ситуации правильнее всё-таки пойти по четвёртому варианту, [озвученному Михаилом Максюковым], пойти по пути работы согласительной комиссии и депутатам уже принять решение — согласиться или не согласиться с замечаниями губернатора. Как я уже сказал: концептуальных возражений у нас нет. В данном случае Законодательное Собрание свою волю выразило, губернатор с этой волей согласился, поэтому здесь мы просто можем опять уже создать, в другом случае, на достаточно ровной почве ещё один повод для конфликта, которых у нас и так хватает. Мне кажется, нам лишние конфликты не нужны».

Роман Кавинов

Заместитель председателя Законодательного Собрания Владимирской области Роман Кавинов (фракция «Единая Россия») спросил Максима Васенина, помнит ли он, как депутат Законодательного Собрания V созыва в 2009-2013 годах, на какие региональные законы накладывал вето тогдашний губернатор Николай Виноградов? Васенин вспомнил два закона — о принципах формирования Общественной палаты Владимирской области и о запрете «веселящего газа». При этом он намекнул, что гордится тем, что бюджетный комитет, который он в то время возглавлял, ни разу не шёл на конфликт с тогдашним главой региона (поясним, что чаще всего Виноградов накладывал вето на законы, разработанные комитетом ЗС по законодательным предложениям и законности, который возглавлял единоросс Роман Русанов). Максим Васенин заявил, что конфликты вокруг бюджетных вопросов неуместны:

«Поверьте, я не знаю, имею ли я право гордиться этим, вот в Законодательном Собрании, в работе V созыва, в бюджетном комитете — Юрий Матвеевич [Фёдоров] не даст мне соврать — у нас не было ни одного случая, когда мы были бы вынуждены столкнуться с вето губернатора и были вынуждены это вето преодолевать. Всё-таки, это — позиция не только моя; это — позиция моего руководителя [первого заместителя губернатора Владимирской области-директора департамента финансов, бюджетной и налоговой политики Вячеслава Павловича Кузина]: бюджет, бюджетные правоотношения — это не та поляна, где эти конфликты уместны. Почему? Потому что цена ошибок при этих конфликтах достаточно высока».

Председатель бюджетного комитета Михаил Максюков напомнил депутатам, почему ЗакСобрание торопилось принять изменения в областной закон о межбюджетных отношениях, не дожидаясь получения заключения губернатора по этому вопросу (напомним, Владимир Сипягин получил текст законопроекта за 6 рабочих дней до его принятия). Максюков заявил, что спешка была обусловлена тем, что депутаты хотели бы распространить новые правила формирования бюджета на следующий год до начала его обсуждения. Более того, народные избранники торопились по той причине, что им передаётся «нервозность» глав муниципальных образований, недовольных тем, как распределяются субсидии из областного бюджета:

«Действительно, это было принято в короткий срок, до получения мнения губернатора на этот счёт; напомню, что, по закону, мы не обязаны его получать, но можем, и, как правило, это делаем. Мы хотели бы, чтобы вот такой порядок распределения субсидий муниципалитетам действовал уже при разработке бюджета на очередной [2020 год] и плановый период 2021-2022 годов. Работа над бюджетом фактически начата — сегодня [16 июля], кстати, внесли уже исходные данные для составления бюджета и основные направления бюджетной и налоговой политики; там, в том числе, уже затрагиваются вопросы софинансирования муниципалитетов по определённым программам, и вот мы бы хотели, чтобы эта работа велась в тех условиях, в которых придётся вести эту работу, чтобы не было потом какого-то недопонимания между Законодательным Собранием, администрацией области и муниципалитетами. Я не скрою, что нам, конечно, передаётся вот то нервозное состояние, которое муниципалитеты испытывают иногда из-за распределения субсидий, в частности. По дорогам, например, и…

Автор: Пётр Фокин

Продолжить чтение на сайте источника