08:43
25
`04`2019

Чернобыльская вахта Алексея Забелина

Алексей Валентинович Забелин — участник ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС

Алексей Валентинович Забелин родом из-за реки: «зарецкий», как у нас говорят. Он родился 30 мая 1958 года в деревне Палкино Козловского сельсовета. Здесь окончил пять классов, а когда семья переехала в Вязники, Алексей продолжил учебу в школе № 1 им. М. Горького. Потом пошел в ГПТУ осваивать профессию каменщика, а от военкомата выучился на шофера. Именно эта водительская стезя и стала главной в его жизни. Он успел немного покрутить баранку перед армией и уже во время самой службы стал квалифицированным военным водителем.

Сперва была «учебка» в Ленинградском военном округе, потом — полтора года службы в закрытом городе Мирный, где дислоцировалась авиационно-ракетная часть. Рядовой Забелин был водителем тягача АПА – аэродромного передвижного аппарата.

Часть была строго засекречена, вокруг – непроходимые леса и болота: увидеть во время развода бурого хозяина леса было привычным делом, один косолапый повадился даже похаживать на кухню — за отходами. Так вот мирно и сосуществовали: люди не боялись медведей, а те не страшились рёва самолетных и ракетных двигателей.

Отслужив, как и все тогда, два года, Алексей демобилизовался и вернулся домой. Отдохнул, как положено, немного осмотрелся и устроился в «Сельхозхимию» водителем на самосвал ЗИЛ-555. На нем возил в хозяйства района доломитку, нитрофоску, торф и другие повышающие плодородие почвы удобрения. Во время посевных и уборочных работали без выходных.

И на личном фронте у Алексея Забелина все складывалось нормально. Спустя год после армии он женился, а еще через год у них с женой Татьяной родился первенец, сын Алеша, потом через три года – дочь Катя. Первое время жили у родителей жены на Заливной улице, потом молодой семье выделили квартиру от организации мужа – дом на две семьи с приусадебным участком в районе Поповки.

А потом произошла авария на Чернобыльской АЭС. О масштабах катастрофы сильно не распространялись, да и мало кто мог их тогда определить. Но с первого дня страна приступила к ликвидации ее последствий. Начали призывать запасников. А.В. Забелин вспоминает, что был как раз на ремонте – делал КамаЗ, — когда ему принесли повестку из военкомата. Он прошел медкомиссию и ранним июльским утром вместе с группой земляков был отправлен на автобусе во Владимир.

Будущих ликвидаторов посадили в автобусы, и колонна отправилась в Курск. Там бойцам выдали военное обмундирование и так же автобусами довезли их до Белой Церкви, после чего пересадили на крытые ЗИЛы и доставили в часть, располагавшуюся в 40 км от станции. Владимирцы пришли на смену горьковским ликвидаторам, приняли от них КамАЗы, узнали, что и как. И начались для наших ребят чернобыльские будни: подъем в 6 часов, утренний туалет, завтрак и выезд на станцию. Кто-то вывозил в могильники зараженный грунт, контейнеры с радиоактивным мусором, кто-то возил плиты дорожного покрытия – работы хватало.

Трудились по 4 часа в день — уровень радиации в те первые месяцы был очень высоким. Заметили, что электронные часы на руке возле реактора «гасли», но потом восстанавливались. Всю рабочую технику оставляли на станции, на площадках, подготовленных до этого под строительство 5 и 6 энергоблоков. Из средств защиты – марлевый «лепесток», да перед выездом строгая женщина-медик выдавала крупные серые таблетки – «попробуй только выброси!».

Как уже было сказано, уровень радиации в те дни был очень высоким: за 10 выездов на станцию Алексей Забелин получил дозу радиации в 21,37 миллирентгена. На этом его чернобыльская командировка была закончена.

На построении перед отъездом из части ликвидаторам была объявлена благодарность командования, вручены грамоты. Об участии в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС говорилось и во вкладыше в военном билете. Позже А.В. Забелин был награжден, как и многие чернобыльцы, памятными медалями и знаками.

Вернувшись в Вязники, Алексей Валентинович снова вышел на работу, сел за руль своего грузовика, и потекли мирные рабочие будни без радионуклидов, с химией, но повышающей плодородие наших бедных почв, а не убивающей все живое.

Во время перестройки, когда народное хозяйство трещало по швам, «Сельхозхимия» приказала долго жить. А.В. Забелин подрядился возить мстерский кирпич в Московский регион, узнал на себе, что такое беспредел на дорогах: однажды под Можайском ему «разбойники с большой дороги» баллон прорезали.

Сейчас Алексей Валентинович на пенсии и водит только личный автомобиль, выполняя на нем дедовские обязанности. Развозит внучек: кого в садик, кого в танцевальную студию, кого «на рисование». Трудится и на участке, но уже не так как прежде – стали болеть ноги – явно эхо Чернобыля. Он активный участник чернобыльского движения, часто бывает на заседаниях местного отделения ООО «Союз Чернобыль». По характеру это скромный, доброжелательный, выдержанный человек, каких у нас большинство. В час испытаний нет их надежней. Люди мужества – так о них говорят.

Автор: Сергей Апостолов