16:43
12
`02`2019

О практике органов прокуратуры области в сфере проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов в 2018 году

В 2018 году прокурорами выявлено 860 нормативных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления, содержащих 1 429 коррупциогенных факторов. Для их устранения внесено 18 требований и 15 представлений, принесено 813 протестов и направлено 3 информации.

Количество выявленных нормативных правовых актов, содержащих коррупциогенные факторы, увеличилось на 14%, что обусловлено системной работой прокуратуры области, а также изменениями федерального законодательства, требующими внесения корректировок в нормативные правовые актов органов власти.

Подавляющее большинство коррупциогенных факторов выявлено в нормативных правовых актах, принятых в сфере регулирования прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. Среди них наиболее часто встречаются: широта дискреционных полномочий, выборочное изменение объема прав, наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, отсутствие или неполнота административных процедур и принятие нормативного правового акта за пределами компетенции.

Владимирским прокурором по надзору за исполнением законодательства на особо режимных объектах опротестован Административный регламент исполнения функции по осуществлению муниципального лесного контроля на территории ЗАТО город Радужный, утвержденный постановлением администрации названного муниципального образования. Он не предусматривал обязанность должностных лиц, проводящих проверку по ознакомлению проверяемого лица с документами и (или) информациями, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия, то есть содержал коррупциогенный фактор (отсутствие или неполноту административных процедур).

Кроме того, в регламенте содержался неполный перечень предусмотренных законом оснований для проведения внеплановой проверки. По протесту спецпрокурора нарушения устранены. Заместителем прокурора области опротестован.

Порядок представления и контроля отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, утвержденный постановлением департамента природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области. Он предусматривал требование о скреплении печатью руководителя, представляемой хозяйствующим субъектом в департамент, отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, то есть содержал коррупциогенный фактор (завышенные требования к лицу, предъявляемые для реализации принадлежащего ему права). Протест удовлетворен.

Антикоррупционная экспертиза региональных и муниципальных нормативных правовых актов проводится органами прокуратуры области на системной основе, работа в данном направлении будет продолжена в 2019 году.