18:12
01
`12`2017

Непрозрачность и необъективность расчета имущественных налогов

Необъективность и непрозрачность расчетов налогов на недвижимость приводит к чрезмерному росту фискальной нагрузки на граждан и бизнес. Из всех имущественных налогов именно налог на недвижимость растет опережающими темпами. Причем, в обратной пропорции не только к доходам населения, но и к ценам на недвижимость. В разгар кризиса начался переход к расчету налога по кадастровой стоимости имущества. Сегодня к такой практике перешли в 49 регионах, и размеры платежей подчас возрастают в 10–20 раз.

Повышая фискальную нагрузку, Правительство не позаботилось о том, чтобы на федеральном уровне обеспечить прозрачность и объективность оценки по кадастру. Оценка заказывается на уровне регионов, и такое ощущение, что единственный определяющий критерий здесь – уровень жадности и наглости местных чиновников, Единых подходов к оценке нет даже в пределах одного города, одного района. Совершенно непонятно, почему, например, два соседних гаража, абсолютно одинаковых, оцениваются один в 600 тысяч, другой в 1,2 миллиона. В международной практике кадастровая стоимость в среднем на треть ниже рыночной цены. У нас же она зачастую выше рыночной, причем за основу подчас берутся еще докризисные цены.

Подобная игра без правил ведется и в отношении собственности предпринимателей. К примеру, в Екатеринбурге представители бизнеса жалуются на 20-кратный рост налога на имущество за последние три года. В Забайкалье предприниматели грозят протестами – размеры платежей для многих возросли в 20–50 раз, подчас превышая годовую прибыль. Причем, суммы налога также высчитываются необъективно.

В кадастровой оценке объектов бизнеса та же несправедливость. Возникает ощущение, что кое-где налог на имущество становится инструментом передела рынка и собственности. Когда объект в центре города оценивается в меньшую стоимость, чем на окраине. Только потому, что владелец первого помещения, скажем так, ближе к власти, если не связан с ней напрямую.

Проблема несправедливой оценки в ближайшем будущем может только усугубиться. Вместо привлеченных оценщиков определять кадастровую стоимость будут государственные бюджетные учреждения. Соответствующий закон вступил в силу с 1 января 2017 года, профильные ГБУ созданы уже почти в половине субъектов.

Независимая оценка постепенно исключается, эти учреждения будут полностью подконтрольны региональным властям. Получается, что граждане смогут жаловаться одним чиновникам на других, и в этой связке будет еще сложнее что-либо оспорить.

Сейчас оспорить кадастровую оценку в досудебном порядке можно через комиссии при Росреестре. Причем, по статистике этого года, в 45% случаев заявители получают отказ.

Фракция партии СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ в Госдуме голосовала против всех этих нововведений, направленных лишь на повышение имущественных поборов. Неоднократно предлагала вернуться к оценке по инвентаризационной стоимости, которая не вызывала нареканий. В ситуации с налогом на имущество наши правительственные и региональные чиновники должны вернуться к реальности, вспомнить об элементарных правилах экономики, логики, антикризисной политики. Налог на имущество не может возрастать в десятки раз, когда реальная стоимость этого имущества падает, как и доходы собственников.

Напомним, что срок уплаты основных имущественных налогов – земельного, транспортного и налога на недвижимость – истекает 1 декабря.

Добавить комментарий