18:51
31
`03`2017

Игорь Конышев впервые лицом к лицу встретился с владимирцами

Генеральный директор Владимиро-Суздальского музея Игорь Конышев провел первую встречу с владимирцами. Она прошла в «Вознесенской слободе» в рамках нового городского проекта «Зерно».

Анонсируя встречу, организаторы предложили ее участникам поставить запятую в предложении «Менять нельзя оставить прежним». Познакомиться точкой зрения гендиректора о том, каким должен стать музей, пришло немало людей – зал был практически полон. Вначале встречи Конышев ответил на вопросы журналистов. Затем озвучил свое видение современного музея, ну а потом участникам встречи предложили задать свои вопросы.

При этом изначальный предлагали другой регламент: Конышев должен был вести диалог с модератором Артемом Черней около часа, а на вопросы выделялось всего полчаса. Но желающих расспросить гендиректора было так много, что вторую часть пришлось расширить. В итоге встреча продолжалась около трех часов.

Проблемы обсуждались самые разные. Остановимся на главных из них.

Концепция реформирования музея откладывается

Вопрос об отсутствии концепции развития музея был первым, который задали Игорю Конышеву журналисты, об этом же спросили и люди из зала. Суть претензий: почему в музее ведутся преобразования (напоминающие скорее разрушение того, что было создано, чем созидание чего-то нового) без четкой программы развития.

Отвечая на этот вопрос, Игорь Конышев выразил сомнение в том, что такая концепция вообще нужна:

– Музею 58 лет. В тех «осколках», в которых он существует с 1991 года, такого документа никогда не было, и нет. Нужен ли этот документ? Или можно жить в режиме текущей работы музея, заложенной в госзадании. Сейчас все наши действия обусловлены выполнением госзадания, поставленного Минкультом.

Он также отметил, что создание принципиальной концепции развития музея – процесс длительный. Сначала надо получить план управления объектами, находящимся в списке ЮНЕСКО (он будет только к концу года). Потом – определиться с «объектами-аутсайдерами», которые меньше всего посещают туристы (к ним гендиректор ВСМЗ отнес усадьбу Храповицкого в Муромцево и Палаты. Гендиректор также заявил, что усадьба в Муромцево является для него сейчас проблемой №1.

– Потому что даже если мы найдем 2 миллиарда на ее реставрацию, непонятно, чем мы сможем привлечь туда 250 тысяч туристов ежегодно, чтобы окупить ее содержание.

Также он добавил:

– Если 50 лет не было концепции, как она может появиться за девять месяцев?

– Мы видели развитие музея воочию, – ответили из зала.

В итоге Игорь Конышев сообщил, что в принципиальном виде такая концепция может быть создана не раньше, чем через 1,5-2 года.

Напомним, в начале февраля в интервью «Губернии33» заместитель гендиректора ВСМЗ по коммуникациям Сергей Захаркав отмечал, что в общих чертах концепция развития музея должна появиться к лету, а ближе к осени – такой план уже точно должен быть, чтобы получить федеральное субсидирование на следующий год.

Владимирцам музей не интересен?

Во время встречи Игорь Конышев неоднократно выражал свои сомнения по поводу того, интересен ли музей самим владимирцам. В качестве аргумента он апеллировал к цифрам, сообщив, что из всех посетивших музей за год жители 33 региона составляют всего 7%. По его мнению, это очень мало. Он сообщил, что детский центр Палат посещает за год 36 тысяч человек, а исторический музей – всего около 20 тысяч.

Игорь Конышев также усомнился, что если выйти на центральную улицу Владимира и задать и людям вопрос, какие объекты ВСМЗ они могут указать поблизости, они вряд ли смогут назвать три объекта.

– Если тот человек, которого мы спросим, не даст нам в морду, возможно, он сможет назвать исторический музей, – сказал Конышев, – Важно понять, есть ли в принципе запрос на музей. Тот слой населения, который заинтересован в музее как в носителе просветительской функции, достаточно узок.

Исходя из рассуждений руководителя учреждения культуры о современном музее, можно сделать вывод о том, что ему ближе видение музея как места семейного отдыха, некоего многофункционального культурного центра.

– По такому пути пошли ведущие федеральные музеи, в которых были открыты лектории, концертные залы и интересные музейные программы, которые как раз и привлекают посетителей, – отметил Игорь Конышев.

Диораме быть, а Галерея Героев – под вопросом

Вопрос о судьбе музейных экспозиций в ходе встречи поднимался не раз. Больше всего людей волнует судьба детского музейного центра в Палатах и экспозиций в Золотых воротах.

По поводу детского центра свою озабоченность выразил уполномоченный по правам ребенка во Владимирской области Геннадий Прохорычев. Он назвал детский центр «жемчужиной» и попросил Конышева развеять мифы, что этого центра не будет, а вместо него будут бары, закусочные и т.д.

– Если вы были в детском центре, то заметили, что там все, как и прежде: ни один волос с головы медведя не упал, а нос Буратино торчит, указывая в сторону прогулки по музейной улице. А экспозиции, в независимости, посещают их или нет, все также работают, – ответил Конышев.

Он также добавил, что есть предложения по модернизации центра, потому что его посещают только младшие школьники, а подросткам там неинтересно.

Говоря о том, что надо менять в музее, Игорь Конышев употребил термин «декорации», подразумевая под ними, видимо, формат подачи музейных экспонатов посетителям. Диораму в Золотых воротах Конышев также отнес к «декорациям», заметив, что исторической ценности она не имеет, так как появилась в 70-е годы. Но, тем не менее, успокоил общественность – убирать ее из Золотых ворот никто не собирается (только реставрировать).

А вот по поводу галереи Героев СССР такой уверенности нет. Игорь Конышев отметил, что, конечно, такая галерея нужна, но уместна ли она в Золотых воротах?

– Далеко не каждый владимирец знает, что там есть такая галерея. Вопрос, на сколько там хватает места? – сказал он.

Один из молодых людей, присутствующих в зале, задал вопрос: зачем в Золотых воротах скафандр космонавта? Игорь Конышев ответил, что сам не понимает, зачем. Можно предположить, что здесь гендиректор пошутил. Для тех же, кто не понимает шуток, поясняем: скафандр в Золотых воротах принадлежал дважды герою СССР Валерию Кубасову, нашему земляку, который передал его музею в 1975 году.

– Часть сотрудников музея упорствует, что сама идея героики Золотых ворот предполагает: костюм космонавта там уместен. Я же считаю, что скафандр в Золотых воротах точно лишний, там ему не место, вопрос, куда его переместить, – сказал Игорь Конышев.

Кстати, во время встречи гендиректор ВСМЗ шутил довольно много. В начале разговора он произнес, например, такую фразу:

– Само мое назначение в музей было воспринято как угроза для многовековой владимирской истории, что, в общем-то, приятно.

А потом пояснил, что это, конечно же, шутка.

Сувениры с изображением «пятой точки»

Одна из участниц встречи – учитель начальных классов школы №26 – принесла в зал любопытные сувениры – монетки, пояснив, что эти сувениры ей принесли родители, купившие их в Золотых воротах.

– На одной из монеток задается вопрос: «Пить?» Другая сторона этой монеты отвечает: «Точно пить». На второй монетке изображена попа и написано «Оберег от неудач», На другой стороне надпись – «Не ищи приключений на свою…». Я очень удивлена, что такие сувениры продаются в музее, — сказала педагог.

Геннадий Прохорычев посоветовал гендиректору ВСМЗ обратить особое внимание на то, что продается в музее.

– При Аксеновой такие вещи в принципе были невозможны, – сказал детский омбудсмен.

Он также отметил, что может подтвердить факт продажи этого товара, так как у него есть чек. Игорь Конышев согласился с мнением педагога и правозащитника.

– Выясним и вернем их правообладателю, – пообещал он.

Взаимодействие с общественностью

Игоря Конышева снова спрашивали о создании общественного совета при музее. Отвечая на вопрос, он в очередной раз повторил, что создать его нельзя, так как законом это не предусмотрено. Но обсуждать можно и в другом формате – например, создать экспертные группы.

Начать руководство музея решило с малого – привлечь историков для создания путеводителя по Владимиру. Такого путеводителя, по словам гендиректора, не хватает. А в дальнейшем можно будет создать путеводители по Суздалю, Гусь-Хрустальному и другим городам.

Следует отметить, что путеводители во Владимиро-Суздальском музее существовали и ранее. Сейчас они есть по каждому объекту музея. Кроме того, существует два альбома: «Владимир» и «Суздаль», которые включают в себя сведения и по музейным объектам, и по истории городов. Несколько лет назад сотрудник музея Татьяна Тимофеева написала путеводитель «Неизвестный Владимир», который был издан малым тиражом и в продажу не поступал.

Кого планирует привлечь Игорь Конышев к созданию нового путеводителя, пока неизвестно.

Игорь Конышев: «Я во Владимир не рвался»

На вопрос одного из журналистов о кандидатской диссертации Конышева гендиректор ответил, что уже поставил точку в этом вопросе: ее нет и не было, и он не знает, почему представитель Минкульта представил его кандидатом наук. Когда корреспондент поинтересовался, почему Конышев не опровергнул сразу ошибочные сведения, и информация висела месяц на сайте музея, Конышев сказал:

– Как вы можете догадываться, я не рвался во Владимир, и за два дня до назначения даже не знал, что здесь окажусь. Поэтому момент своего представления коллективу музея помню плохо. А сайт музея я не читаю, он мне не нравится.

Кадровая политика не изменится

В ответ на вопрос корреспондента «Губернии 33» об оптимизации численности сотрудников музея (из организации уже ушло около 40 человек – 10% от общего числа сотрудников) Игорь Конышев заметил, что этот термин здесь не подходит, потому что увольняют лишь пенсионеров и сезонных работников.

– С первого апреля придет 20 человек сезонных рабочих, а с 1 мая – еще 15, так что численность уравновесится.

Он также пояснил, что смена главного бухгалтера организации, которая произойдет с 1 апреля, никак не связана с какими-то нарушениями в работе опытного специалиста из старой команды, которого увольняют.

– Смена главбуха – процесс сложный, он проходит ровно и спокойно, – сказал он.

Информацию о том, что новый главбух – это приглашенный специалист из Москвы (как и большинство назначенных Конышевым руководителей) он не подтвердил, но и не опроверг.

По информации «Губернии 33», на этой неделе из музея по сокращению также уходит еще один руководитель – Любовь Котёлкина, около 20 лет находящаяся на должности директора Палат.

Сотрудники музея рассказали, что совсем недавно из музея был уволен монтажник Александр Сименков – слесарь-краснодеревщик, проработавший в музее около 20 лет. Мужчине оставалось всего год до пенсии.

Чем удивит музей?

Игорь Конышев сообщил, что к предстоящему 100-летию Октябрьской революции музей готовит две выставки. Одна из них – «Миф о любимом вожде» – будет посвящена В.И. Ленину. Вторая – событиям 1917 года.

– Мало, кто знает, как революция пришла сюда. Мало кто знает, что здесь вообще происходило в то время. Этой выставкой мы просто расскажем о жизни, о том, когда люди узнали о революции, – пояснил Конышев.

Одна из выставок откроется уже через полтора месяца. К этому же времени будет приурочена презентация обновленного пространства третьего этажа Палат – с современным освещением и оборудованием.

В заключение следует отметить, что положительная динамика в музейной ситуации все-таки есть. 30 марта, в день встречи Конышева с общественностью, в музее прошло первое за 9 месяцев заседание Ученого совета. А за прошлый месяц всем сотрудникам выдали премию в размере оклада (до этого при новом руководителе ВСМЗ премии рядовым сотрудникам составляли, как правило, всего лишь 40%).

Автор: Татьяна Гордеева

Иллюстрации к материалу

Новости партнёров

Добавить комментарий

');