09:07
14
`12`2015

Начальник Владикавказа

Дмитрий Вырубов появился на свет в октябре 1850 года в родовом имении отца сельце Горьково Ковровского уезда.

Его батюшка, отставной штабс-ротмистр Киевского гусарского полка Алексей Гаврилович Вырубов, потомок знатной фамилии, принадлежавшей к потомственному дворянству Владимирской губернии, в ту пору по выбору местного «благородного сословия» служил начальником ковровской уездной полиции. От брака с дочерью отставного лейтенанта флота Надеждой Сергеевной Извольской он имел семь сыновей и трех дочерей. Из них Дмитрий был шестым по старшинству из братьев.

Бросок на юг

По примеру отца Дмитрий решил стать кавалеристом и поступил в только что основанное Тверское кавалерийское юнкерское училище. Однако в силу ряда обстоятельств вместо блестящего гусарского мундира, который столь часто грезился после рассказов отца о его десятилетней службе в рядах киевских гусар, Дмитрию Вырубову довелось надеть куда менее нарядный мундир офицера Терского казачьего войска.

В рядах терских казаков он принял участие в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. и был награжден орденом св. Станислава и серебряной медалью. Именно во время службы в терских казаках Вырубов узнал и полюбил Кавказ. И когда в 1882 году ему предложили должность участкового начальника в Закавказье, Дмитрий Алексеевич сразу же согласился. Спустя пять лет в 1887-м его назначили начальником Нальчикской области – с центром в столице нынешней Кабардино-Балкарии.

Пропавшая экспедиция

В 1888 году Дмитрий Алексеевич принял активное участие в поиске пропавших английских альпинистов профессора Донкина и натуралиста Фокса, пытавшихся взойти на гору Коштантау в сопровождении двух проводников-швейцарцев. Тогда тела погибших так и не нашли, хотя организовали спасательную экспедицию, а офицер Нальчикского округа Магомет-Мурза Кудашев по приказанию Вырубова провел тщательное дознание всех обстоятельств случившегося. Это было тем более важно, что за границей распространился слух, что, мол, англичан убили местные жители. Однако удалось доказать, что всему виной несчастный случай.

А в 1890 год специальная экспедиция английского Аlpine Club во главе с его председателем, выдающимся альпинистом, доктором Томасом Дентом Клинтоном лишний раз убедилась в этом, причем лагерь погибших альпинистов был найден не разграбленным. Так удалось сохранить престиж России в этой трагической истории.

Хранитель культуры

Вырубов упорно учил языки народностей Кавказа и преуспел в этом. Одновременно он проявлял живой интерес к местной культуре. Много занимавшийся самообразованием, Дмитрий Алексеевич стал хорошо разбираться в истории, архитектуре и творчестве коренных жителей окрестностей Нальчика. Постепенно начал собирать коллекцию различных древностей, начиная от каменных топоров и кончая железными ножами и женскими украшениями эпохи позднего средневековья.

Вырубов лично делал зарисовки старинных памятников – храмов, часовен, крепостей. Другой страстью кавалериста стало коллекционирование холодного оружия разных времен, для чего на Кавказе имелась масса возможностей. Вскоре собрание Вырубова, напоминающее целый музей, стало пользоваться известностью и привлекать не только любителей экзотики из числа заезжих туристов, но и знатоков.

Два генерала

В Нальчике Вырубов прослужил 12 лет до 1898 года, после чего получил повышение и был переведен окружным начальником во Владикавказ с производством в полковники. Если в Нальчикском округе тогда проживало около 103 тысяч человек, то во Владикавказском – почти 140 тысяч, из числа которых почти 44 тысячи были жителями города-крепости Владикавказа.

Служба там оказалась более напряженной для полковника Вырубова. Ему не раз приходилось предотвращать волнения местных крестьян. Так весной 1902 года для подавления вооруженного выступления нескольких сотен жителей села Гизель к западу от Владикавказа Дмитрию Алексеевичу пришлось привлечь не только казаков Кизлярско-Гребенского полка, но и роту 81-го Апшеронского пехотного полка. При этом Вырубов лично отправился в мятежное село, куда прибыл еще до прибытия пехоты. Он действовал энергично, приказал арестовать зачинщиков, но одновременно не допустил штурма и массового кровопролития.

Владикавказский округ Вырубов возглавлял до 1906 года. За успешную службу он был награжден орденами св. Владимира IV ст. и св. Анны II ст., а также персидским орденом Льва и Солнца. Император Николай II произвел полковника Вырубова в генерал-майоры. Любопытно, что генералом к тому времени был и старший брат Дмитрия Николай Алексеевич Вырубов – пограничник, служивший в корпусе жандармов. В 1906-м генерал Дмитрий Вырубов вышел в отставку. Он мог вернуться на свою малую родину, но предпочел остаться во Владикавказе. Там отставной генерал и скончался в мае революционного 1917 года.

В тему

Опасная, но быстрая карьера

«Тебе, Кавказ, суровый царь земли, я посвящаю снова стих небрежный», – писал Михаил Лермонтов. Не он один был очарован этим краем, и не он один расстался там с жизнью…

Продолжавшаяся более полувека в XIX столетии война на Кавказе между Российской империей и не признававшими «белого царя» горцами закончилась в первой половине 1860-х годов. Но и после того, как Кавказ вошел в состав России, служба там требовала от офицеров и чиновников особого такта, мудрости, знания местных традиций, смелости и решительности. А еще любви к этому, ни на что не похожему, красивейшему и в то же время полному противоречий горному краю.

Ни весомая прибавка жалованья, ни преимущественное производство в штаб-офицерские чины с возможностью получения потомственного дворянства сами по себе не могли обеспечить области на Кавказе необходимыми кадрами. И многие, польстившись на карьеру, богатство и пресловутое дворянство, быстро находили в чужой стране и в чуждом климате место последнего упокоения.

Замечательный русский поэт Константин Случевский посвятил этому явлению красивое и грустное стихотворение «Коллежские асессоры». Коллежский асессор – гражданский чин VIII класса, равный армейскому майору, дававший потомственное дворянство. Если на «большой земле» в XIX веке получить его было непросто, то на Кавказе в порядке поощрения в коллежские асессоры чиновников производили почти сразу, но многим долго служить там было не суждено. Непривычный климат и пули горцев делали службу на Кавказе трудной, опасной и, как следствие, непродолжительной.

В числе таких кавказских чиновников был и наш земляк, уроженец Ковровского уезда Дмитрий Алексеевич Вырубов. Выходец из старинного владимирского дворянского рода, выросший на берегу тихой реки Уводи – притока Клязьмы. Однако он, в отличие от многих пришельцев с севера, искренне полюбил Кавказские горы, изучил языки коренных жителей и почти полвека – большую часть своей жизни отдал – Кавказу, который стал для него второй родиной.

Новости партнёров

Добавить комментарий

');